Дуровская школа дрессировки собак

Pakimon

New member
Есть и такая школа дрессировки, считающаяся лучшей в мире. Был у меня уважаемый преподаватель с огромным опытом преподавания и практикисо служебными собаками. Он высказал свое восхищение-этой школой. Почитав книги, написанные Дуровым-находишь и общее и коренные различия с классической дрессировкой. "Побудительным стимулом зоопсихологической работы моей жизни явилась внутренняя уверенность в том, что психология животного также доступна путем восстановления нити взаимного понимания между психологией животного и человека. Эту точку зрения я положил в основу дрессировки, в основу волевого воздействия на психику животного. Таким образом, я раз навсегда отказался от метода воздействия на животную психику путем насилия, метода, легшего в основу дрессировки во всех странах. Путем ласки, путем установления взаимного доверия я старался довести психику животного до состояния обезболивания. Когда таким путем проникновение в подсознательный мир животного уже не встречало препятствий в волевом самостоятельном противодействии животной психики, я имел возможность путем внушения свободно сугестировать мою волю с соответственной животной психикой. Эмоциональная дрессировка (мой способ дрессировки). Основание его. Мой способ дрессировки, который я называю эмоциональным, т. -е. , воздействующим непосредственно на разум, сознание животного, построен на другом прин-ципе. Принцип этот, наталкивание животного на определенное движение, – творчество, то активное, светлое творчество, которым жизнь идет вперед по пути своего развития. Но твор-чество задерживается страданием. Оно возбуждается радостью. Поэтому мой способ не до-пускает болевых ощущений, ибо боль заставляет тупеть сознание, что ни в коем случае не допустимо. Техника моего метода. Основной принцип техники моего способа внушения эмоциональных рефлексов – апеллирования к разуму животных – по существу тот же, что и принцип техники старого, механического способа. Задача всякой дрессировки сводится к тому, чтобы приучить животное по данному сигналу производить какое-либо нужное действие, например, чтобы при слове «хоп» живот-ное прыгало, при слове «садись» – садилось, при звуке дудочки – вертелось и т. п. Поэтому техника всякой дрессировки сводится к трем основным, исходным моментам: 1) Заставляют животное, так или иначе, сделать нужное движение. 2) Делают так, чтобы это движение доставляло животному удовольствие или избав-ляло от боли. 3) Одновременно дают нужный сигнал. Если это удается проделать несколько раз в одной и той же форме, то у животного об-разуется ассоциация по смежности (сочетательный рефлекс) " В. Л. Дуров
 
Из трех вышеупомянутых моментов: 1) вызывание действия, 2) награда и 3) сигнал, наиболее важным является, конечно, первый. Самое трудное состоит именно в том, чтобы первоначально заставить животное сде-лать то, что нужно. Связать это движение затем с наградой и сигналом уже легко. Поэтому на первом моменте нужно остановиться особенно внимательно. Основной технический прием, которым я заставляю животное первоначально делать то, что мне нужно, есть жестикуляция. Жестикуляция есть комплекс таких моих движений, которые наводят животное на нужное мне его движение. Но жестикуляцию на практике все время приходится связывать с наградой, которою у меня являются: прикармливание, ласка, или одобрение словом: «браво». Эту награду я называю вкусопоощрением. Таким образом, на практике, первый и второй моменты идут рука об руку и не отделимы друг от друга.
 

max_shark

New member
Это красивая сказка о "добром дяде и высокоинтеллектуальном животном". На практике в этом "методе" нет ни чего нового, просто придумано новое название с громким именем. "наталкивание животного на определенное движение" - это давно известный метод "наталкивания". "Делают так, чтобы это движение доставляло животному удовольствие или избавляло от боли", а это ни что иное как "контрастный метод". И от какой ещё боли избавление?. - это уже чистая "механика". Так-же в этом "Дуровском методе" очень широко используется "подражательный метод" при обучении вместе с опытными животными. Ни чего нового, чистейшее выпячивание несуществующих заслуг, якобы изобретение нового метода, обожаемого "защитниками прав животных".
 

docice

New member
Дуровская школа дрессуры существует давно. Династия передает свои знания из поколение в поколение, не сильно распрострясь о многом. И она является родоначальницей многих современных методов, и наталкивания в том числе, но больше того-на психологии теории Дурова вся кликер дрессировка основана, подкрепление-именно желательного поведения. И ничего общего с контрастным методом, если вы читали внимательно, Дуров изначально отрицает любое болевое, читай механическое, воздействие на животное. Основное начало его дрессуры:Доверие животного к человеку, признание человека лидером, побуждение животного к действию и подкрепление.
 

jDJimmy

New member
не ужели Вы думаете, что Дуровская династия родоначальник вообще дрессировки?. До них ни кто не умел и не знал, как можно и возможно дрессировать животных?. зачем "ставить вагоны впереди паровоза"? Любой из существующих методов имеет право на применение, исходя из возможностей и задач. Ни кто и ни когда не отменит и не опровергнет аргументированно азы теории методов дрессировки, где "чёрным по белому" записано, например, что только "механика" вырабатывает безотказность работы собаки не зависимо не от каких условий, помешает только её смерть. Это совсем не значит, что механика лучший, и тем более универсальный метод дрессировки, он строго дозирован и выборочен, но отрицание его как действенного и полезного метода просто не рационально и вредно. Дуровы далеко не всегда достигали нужного результата с любым животным именно из-за принципиального нежелания применять не "свою родную" методу. У них работали только талантливые, по их меркам, животные и каждое животное делало только то, что у него лучше получалось. Долго же Дурову пришлось бы упрашивать подростка "кавказца", например, доминантного склада характера подчинится. Скорей всего Дуров оказался бы в госпитале.
 

nikaragua

New member
А я ни в коей мере не отрицаю другие способы дрессировки. И согласна, что для выработки безотказности контрастный метод и механика-лучшие, но опять же не для всех собак, некоторым может не подойти:ласковым подлизывающимся лабрадорам, или свободолюбивым хаски-из опыта. Я просто освещаю другие методы дрессировки, тем более о том, что дуровский метод дрессуры лучший- я услышала от одного уважаемого человека с большим опытом практики применения. служебных собак и преподавания впоследствии в спецвузах теории дрессировки. Одним словом от человека, чье мнение я очень уважаю, я поэтому решила в нем разобраться.
 

dmm

New member
Понятие "лучший метод" слишком субъективно что-бы принять это утверждение за аксиому. Каждый (любой) метод и приём может быть лучшим только в конкретных условиях, в других условиях он может стать бесполезными даже вредным. Вот в этом весь смысл. У каждого дрессировщика есть свои приоритеты в выборе собак для дрессировки и любимая метода дрессировки, но если этот дрессировщик не умеет применять весь спектр методов, а тем более отрицает возможность и полезность других методов, то он "специалист" слишком узкого применения, просто "любитель" в плохом понимании этого слова.
 

Benik

New member
"ласковым подлизывающимся лабрадорам, или свободолюбивым хаски-из опыта" Вот и по этому тоже, оправдана специализация пород по желательному предназначению. Глупо обучать, например пуделя, любым методом многокилометровому и многочасовому преследованию настоящего нарушителя, да ещё с последующей, возможно смертельной, схваткой.
 

EuKo

New member
Понимаете, я назвала его лучшим, потому что именно так мне приподнес человек, который воспитал по службе огромное количество немецких овчарок, а потом и других пород. Я ему задала конкретный вопрос какую школу дрессировки он считает лучшей, и получила исчерпывающий ответ. Кроме дрессуры служебных собак для служебного применения, я знаю, что он не пропускает ни одно представление в цирке с участием дрессированных животных и смотрит на это дело с точки зрения специалиста. Он не отрицал ни возможность ни полезность других методов-и по службе их только и использовал, возможно он видел в этом методе большую широту использования собак.
 

Fashioner

New member
"большую широту использования собак. " Вот это вряд-ли. Задумайтесь сами, не зря все века основополагающим было применение по выбору "кнута и пряника". Чем больше спектр возможных раздражителей, тем больше возможностей в спектре навыков. Просто "лучший", это как у кого к чему "душа ближе лежит". Причём эта "душа" со временем может и "перелечь". Со временем мы становимся сентиментальней или наоборот черствее, вот и наши приоритеты меняются. Он Вам сказал, какой метод ему ближе, а не какой лучше и универсальней. Вот и я по молодости очень жёстко подходил к безусловному выполнению моими подопечными моих требований. Это определялось именно поставленными задачами: "В кратчайший срок подготовить чемпиона по дрессировке или рабочую собаку для боевых действий". Сей час у меня нет таких задач, вот и расслабился сам и питомцев расслабил. Теперь могу долго "упрашивать" не применяя жёстких подходов, да и не требуя "чемпионского" послушания. Сей час для меня "Дуровский метод" стал более обиходней, но только из-за смягчение целей и требований.
 
Нет... он все время говорил, что мы собаку мало знаем и мало используем... и рассказывал, что счас датчики вживляют некоторым служебным собакам в западных странах, а собаку можно многому научить обычной дрессировкой. ну разумеется специальной дрессировкой для использования, а не просто ОКД и ЗКС для соревнований. он просто с таким выражением восхищения и мечтательности это преподнес, что у меня отложилось и я решила почитать и понять эту школу.
 

ProsiemenS

New member
"он просто с таким выражением восхищения и мечтательности это преоднес" Вот именно "мечтательности". Это как призыв Леопольда "Ребята, давайте жить дружно. " Это, конечно, подпадает под идеологию всеобщей любви, но идея, к сожалению, утопична, вернее очень не универсальна.
 

MrBinn

New member
Видя, как Дуровы дрессируют голубей возить всякие колясочки, можно только догадываться, чему бы они смогли научить собаку, если бы захотели, и естественно они бы отобрали собаку для этого. Я выложила теорию этой школы-написанную Дуровым, без выдавания, кстати фамильных секретов, чтобы обратить внимания на альтернативные классическим методы дрессировки. Кто знает, что будет дальше... Победила же Карен Прайон своей теорией в Великобритании... используют только ее метод для дрессуры сейчас.
 

tihoi

New member
"Основной труд В. Л. Дурова "Дрессировка животных. Психологические наблюдения над животными, дрессированными по моему методу (40-летний опыт). Новое в зоопсихологии", был издан в 1924 году и в дальнейшем не переиздавался. Поэтому, с одной стороны, новые авторы пишущие о дрессировке, цитировали не первоисточник, а тех кто цитировал и то новое, что внес В. Л. Дуров в процесс формирования поведения животных постепенно обезличивалось, часто переоткрывалось заново другими и приписывалось им. Например, открытая В. Л. Дуровым форма научения животных, условия, характеризующие ее, а также метод дрессировки основанный на ней, стали связывать со школой американского ученого Б. Скиннера. В то время как Б. Скиннер родился в 1904 году, в 1926 году окончил Гамильтон-колледж и приступил к изучению поведения животных в 1930 году. Его первая книга "Поведение организмов", в которой он выступил с концепцией "оперантного научения", появилась в 1938 году. В том, что работы В. Л. Дурова не стали известны за рубежом, вероятно, свою печальную роль сыграли и "железный занавес" и экономическое состояние России. Так если Практическая Лаборатория по Зоопсихологии хотя и была создана в Уголке Дурова в 1919 году, с целью теоретического обоснования и научного анализа богатейшего фактического материала, накопленного В. Л. Дуровым, но ее научные труды появились лишь в 1928 году и больше не издавались, так как не было денег на их издание. С другой стороны, не следует игнорировать и влияние, которое оказывало господствующая тогда классическая условнорефлекторная теория И. П. Павлова, признаваемая государством единственно правильной и верной, в отличие от других - лженаучных и не марксистских. И хотя сотрудник Лаборатории, профессор физиологии А. В. Леонтович писал, что "не смотря на все желание держаться строго условнорефлекторного подхода к "зоопсихике" здесь же вся сложность конкретной обстановки заставляет отходить от нее... ", однако анализ полученных результатов проводился с позиции классических условных рефлексов, что мешало оценить необычность наблюдаемых явлений. Получалось так, что из метода исключалось все неукладывающееся в рамки Павловской теории. Так даже А. В. Дурова-Садовская, наследница и последовательница, в 1965 году описывая метод В. Л. Дурова ограничивается следующими принципами: 1) приручение животного; 2) установление контакта; 3) взаимного понимания; 4) выработка условного рефлекса путем наталкивания животного на нужное действие и подлавливание нужного действия при одновременной подаче сигнала и вкусопоощрения. Тогда как В. Л. Дуров дает (цитируется по Трудам практической лаборатории по зоопсихологии Главнауки Наркомпроса, Выпуск 1, под ред. проф. А. В. Леонтовича, М. , 1928) "следующие основные правила тех ступеней и воздействий, которые необходимы при дрессировке: 1) одомашнивание (доместикация) животного; 2) его подчинение дрессировщику - "обезволивание"; 3) пользование его эмоциями для удачи в получении условных рефлексов ("эмоциональных рефлексов" В. Л. Дурова); 4) пользование приемами гипноза-внушения при выполнении определенных заданий экспериментатора для выработки желаемых навыков у животного; 5) широкое, почти постоянное пользование прикормкой - "вкусопоощрением", как для закрепления намеченных дрессировщиком, для выучки, движений животного, искомых, условных рефлексов, так и для закрепления для своей цели естественных или случайных движений животного, кажущихся дрессировщику желательными по той или другой поставленной задаче, равно как пользование прикормкой как тормозом для какого-либо желаемого укорочения или полного торможения или растормаживания того или другого случайного или естественного условного рефлекса при получении каких-либо необычных для животного реакций... ;
 

M812

New member
6) для лучшей удачи дела дрессировки использование преимущественно тех движений, которыми животные пользуются по своей природе. Впрочем, не исключаются и такие случаи, при которых животное выучивается чему-нибудь, для него совершенно необычному; 7) дрессировку рекомендуется вести не при помощи болевых и устрашающих воздействий, а исключительно приятных для животного - прикорма, ласки и т. д... Это, впрочем и понятно, так как "полицейские" воздействия приводят в действие тормозные и оборонительные процессы, мешающие выработке того, что нужно". На самом деле используемые В. Л. Дуровым принципы не нужны для выработки условнорефлекторных реакций по И. П. Павлову. Выработка классических условных рефлексов заключается в том, что через определенный интервал времени после предъявления условного стимула (раздражителя, сигнала), на животное воздействуют каким-либо безусловным раздражителем (пища, вода, боль, прикосновение и так далее). При этом характер и наличие реакции животного не имеют принципиального значения, безусловный раздражитель воздействует независимо от того, будет реакция или ее не будет. Активное поведение в этом случае сводится к минимуму, а вырабатываемая условная реакция частично или полностью воспроизводит реакцию на безусловный раздражитель (безусловную реакцию), например, выделение слюны, глотательные движения, отдергивание лапы, почесывание и тому подобное. Но В. Л. Дуров в своей работе использовал реакции, основанные на активной целенаправленной деятельности животных. Такие реакции в 1936 году Ю. М. Конорски (кстати, ученик И. П. Павлова), отличая их от классических условных рефлексов, назвал условными рефлексами второго типа, или инструментальными условными рефлексами, обеспечивающими, по мнению Б. Скиннера, оперантное поведение. Однако и некоторые русские ученые обращали внимание на оригинальность реакций такого типа. Так А. Г. Иванов-Смоленский в 1928 году назвал такие реакции условно-условными, а Г. Зеленый называл двигательные рефлексы гетеродинамическими ли гетероэффекторными, то есть реакциями, у которых эффект иной, чем тот, который вызывается безусловными раздражителями. По современным представлениям (М. Е. Иоффе, 1987; Д. Мак-Фарленд, 1988), инструментальная условнорефлекторная реакция характеризуется активным поведением животного, направленным на получение биологически полезного результата, который и является подкреплением двигательной реакции животного. Полезным результатом для животного может быть получение пищи, избавление от боли, получение необходимой или новой информации, словом все то, что помогает жить и выжить. Выработка инструментальный реакций считается наиболее эффективным способом двигательного обучения и изменения врожденных реакций животных, что всемирно используется как в лабораториях ученых, на эстрадах, так и в повседневной жизни. Оперантная выработка поведения состоит в том, что животное тренируют на выполнение каких-либо действий, за которыми следует подкрепление. Если при классических условных рефлексах связь устанавливается между стимулом и результатом, то при инструментальном научении, она возникает между реакцией и результатом. (различия найденные Конорски. )
 

dvdpartner

New member
Принято считать, что отцом новой формы научения является Э. Торндайк, которые проводил исследования, используя так называемую "клетку Торндайка", куда помещались исследуемые животные. Для того, чтобы выбраться из ящика и удовлетворить потребность в свободе или пище, животные должны были научиться, воздействуя на задвижки и запоры, открыть дверцу. Оказалось, что со временем животные перестают совершать хаотические движения и открывают дверцу сразу, как только их поместят в ящик. Такую форму научения Э. Торндайк назвал в книге "Ум животных", вышедшей в 1898 году, "методом проб, ошибок и случайного успеха". Хотя, по словам Д. Мак-Фарленда, цирковые дрессировщики знали о научении такого типа в течение столетий, но Торндайк первый исследовал его систематически и создал на основе своих наблюдений и опытов достаточно стройную теорию. Однако уже к 90-м годам прошлого столетия и у В. Л. Дурова складывают основные принципы его "гуманной дрессировки", принципы, отражающие особенности специфической двигательной (инструментальной, оперантной) формы научения, явившиеся результатом многолетних наблюдений и опыта практической дрессировки, принципы, опередившие во многом состояние психологии как науки в России того времени, и потому не понятые и не принятые тогда. И нельзя согласиться с таким утверждением Д. Мак-Фарленда: "В то время, как исследование классических условных рефлексов было начато в России, принципы инструментальных условных рефлексов были открыты и разработаны в США". Становится очевидным, что независимо от Торндайка, изучением оперантного обучения начал заниматься в России цирковой дрессировщик В. Л. Дуров, результатом которого явились принципы его метода формирования поведения.
 

ksenian

New member
Подниму тему. На прошедешем семинаре с участием Гриценко и Карапетьянца, и кинологиеского питомника МВД Дмитрова, дуровская школа дрессировки была признана эталоном. Я очень порадовалась.... Что есть такие серьезные единомышленники.
 

Region-72

New member
и откуда Вы это взяли? Выдаёте желаемое за действительность?. Михаил Фалалеев "Российская газета" - Федеральный выпуск №5315 (236) от 19 октября 2010 г. "В МВД разработаны принципиально новые методики подготовки кинологов и служебных собак. Полностью будет меняться не только учебный процесс специализированных школ, но и разведение собак. Более того, схема обучения животных станет единой для всех органов внутренних дел. Сотрудники департамента уголовного розыска МВД России специально съездили в Германию за лучшими в Европе технологиями. Что конкретно будет меняться в "собачьей работе"? Начальник отдела организации кинологической службы ДепУР МВД России Валентин Сорокин сообщил корреспонденту "Российской газеты", что в первую очередь предложено изменить порядок обеспечения специалистов-кинологов реквизитом для дрессировки служебных собак, разработать новые учебно-методические материалы по служебной кинологии и откорректировать штатную структуру. При этом многие нововведения полковник милиции предлагает произвести на основе хорошо зарекомендовавших себя немецких методик. Теория и практика подготовки служебных собак в Германии основывается на образовании "инструментального условного рефлекса". Для такой дрессировки используется специальное механическое приспособление "Кликер". Это брелок, который издает щелкающий звук - сигнал для собаки. Руководитель милицейской служебной кинологии Валентин Сорокин совместно с ведущими специалистами министерства уже подготовили методические рекомендации по работе именно с "Кликером". В некоторых городах России, например в Дмитрове, Тольятти, Калининграде, Санкт-Петербурге, по этому методу уже готовят специалистов-кинологов и служебных собак. " Дуров изобрёл эту безделушку (кликер)? При чём в изобрёл в Германии?
 

paShaman

New member
Это тот же метод. Несколько модифицированный. )) Он уже лет 25 как применяется во всех силовых структурах в Европе, в частности, в полиции. Но пришел он из США. А Дуров применял его РАНЬШЕ-в начале 20 века. Он его разработал САМ. В Штатах он был описан К. Прайор. И стал ВНЕДРЯТЬСЯ. А методики Дурова в России просто проигнорили.
 

Deo

New member
Что значит я выдаю желаемое за действительное???? Кликер просто обозначает команду Хорошо, сказанную быстро. Но применение кликера исключает полное принуждение, да небольшое наталкивание может присутствоват в этом методе, побуждение к действию. Применение кликер- дрессировки хорошо зарекомендовало себя в западных спецпитомниках, и у нас взято на вооружение. В основе и кликер дрессировки и в дуровской школе дрессировки лежит главный момент- побуждение собаки к выполнению действия, и последующий отбор желаемого поведения, и поощрения именно этого поведения. Но опять же, к каждой собаке применим СВОЙ метод дрессировки. Кликер это не панацея.
 
Сверху