litto82
New member
РАЗВИВАЮЩИЕ И КОРРИГИРУЮЩИЕ ИГРЫ Игры, применяемые для развития щенков и молодых собак, а также для коррекции психики у взрослых собак, тренируют недостаточные меха-низмы мышления, определение стиля игрового общения с хозяином, приемы стабилизации психики и игрового подчинения. Во многих случаях используются обучающие игры, помогающие закрепить определенные по-веденческие программы. В процессе игры может тренироваться и совер-шенствоваться также и уравновешенность центральной нервной системы – это прием так называемого "переключения", основанный на смене воз-буждения торможением и наоборот. Необходимо учитывать и тот факт, что именно игры представляют со-бой один из наиболее естественных и эффективных механизмов форми-рования контакта с хозяином, особенно у собак не служебного назначения. Все игры имеют дружелюбную и веселую эмоциональную окраску, хозяин, играя с собакой, подчеркивает это смехом, ласковым голосом и т. п. Игры возможны только при тех обстоятельствах, когда собака чувствует себя в полной безопасности – это важное условие, отвечающее нормам естест-венного поведения животных. Все игры усложняются очень постепенно, только после надежного освоения более простых вариантов. В практике формирования и коррекции психики собак используются следующие группы игр. "Ладушки" – игра, основя на жестах рук и прикосновениях к пе-редним лапам собаки. Эффективность этого приема обусловлена тем, что отношение к прикосновению к передним лапам служит признаком доверия собаки к человеку. Одновременно достигается сосредоточение собаки на действиях хозяина, развитие наблюдательности по отношению к человеку. Еще одним положительным результатом применения этой игры служит дополнительное развитие ориентации собаки в пространстве. Игра применяется в двух основным вариантах. Один из них напомина-ет известную игру с ребенком, давшую название этому приему. Хозяин по-хлопывает собаку по передним лапам, слегка придерживает их рукой. Со-бака может отдергивать лапы и даже пытаться сама касаться ими руки хо-зяина. Второй вариант состоит в негромких хлопках в ладоши по разные стороны от головы собаки. Собака, оглядываясь, делает движение голо-вой к хозяйской руке. Это начальное движение хватки поощряется, но укус хозяйской руки запрещается. "Ладушки" используются для развития щенков начиная с полутора-двухмесячного возраста. Развитие аналитического мышления обеспечивается применением "поисковых игр", тренирующих механизмы тонкой дифференциации и развивающих критериальный уровень СИМ. Эти игры представляют собой и прекрасные партнерские игры, эффективно развивающие отношения со-баки с хозяином. Игра "Обыск помещения" основана на соответствующем навыке ро-зыскных собак. На полу раскладываются несколько (не более шести) ку-сочков лакомства, один из них дается собаке для занюхивания. При этом произносится команда "Нюхай", поощряемая словесной похвалой и повто-ром так же, как при выработке любого навыка ("Хорошо, молодец, ню-хай. "). Затем хозяин на глазах у собаки бросает обнюханный кусочек в сторону тех, что разложены на полу. Хозяин произносит команду "Ищи". Каждый найденный кусочек служит наградой за усилия по розыску, а хозя-ин дополнительно хвалит собаку. При любом затруднении хозяин помогает собаке, показывая, где может находиться кусочек. Главная задача состоит не в том, чтобы собака отыскала хитро запрятанный кусочек, а в том, что-бы она собрала все разложенные хозяином кусочки. Это способствует концентрации внимания на выполняемых действиях и удержанию внима-ния в течение необходимого времени. Количество кусочков меняется по воле хозяина. В конце игры, когда все кусочки собраны, хозяин дает соба-ке лакомство из своей руки и щедро хвалит ее за успехи. Усложнение игры достигается за счет раскладывания кусочков на большем расстоянии друг от друга, на мебели, за предметами, под предметами и т. п. На следующем этапе кусочки лакомства заменяются несколькими одинаковыми предметами, не вызывающими у собаки такого интереса, как пища.